Народное творчество Якутии (Саха) отличается самобытностью, что обусловлено длительной изоляцией народа и суровыми природными условиями. Оно включает в себя как устное творчество, так и разнообразные виды декоративно-прикладного искусства и обрядовые практики.
Декоративно-прикладное искусство и ремесла
Резьба по кости и дереву: Якутские мастера создают миниатюрные фигурки, брелки и другие сувениры из кости (часто бивня мамонта) и дерева. Также развито искусство деревянного зодчества, примеры которого можно увидеть в музеях под открытым небом.
Плетение из конского волоса: Исторически развитое коневодство обеспечивало народ саха изобилием этого материала. Из конского волоса изготавливают циновки, шляпы, рыболовные сети, музыкальные инструменты и даже очки.
Кузнечное дело: Якутские кузнецы славятся своими изделиями, включая знаменитые якутские ножи, которые признаны национальным брендом. Серебро ценится особенно и считается оберегом, из него создают уникальные национальные украшения.
Обработка бересты: Из бересты изготавливают разнообразную утварь, включая традиционную посуду ыа5ыйа, которая используется в быту и обрядах.
Национальный костюм и орнамент: Традиционный костюм богато украшен мехом, кожей и орнаментами. Якутские орнаменты, особенно растительные и лировидные, символизируют плодородие и развитие.
Устное народное творчество (фольклор)
Олонхо (якут. Олоҥхо) — это древнейший героический эпос якутов (саха), занимающий центральное место в их фольклоре и духовной культуре. Олонхосуты - сказатели олонхо.
Алгыс (якут. Алгыс) — это древний традиционный якутский обряд благословения, ключевой элемент духовной культуры народа саха. Слово "алгыс" переводится как "благословение", "благопожелание", "хвала", "восхваление" или "страстная мольба".
Осуохай (якут. Оһуохай) — это традиционный якутский круговой танец (хоровод), который является одним из ключевых элементов культуры народа саха, символом единения и древним ритуалом поклонения солнцу.
Чабыргах - это самобытный и архаичный жанр якутского устного народного поэтического творчества, представляющий собой скороговорку, наполненную иронией, шутками, намёками и игрой слов.
Ысыах — это яркое и масштабное событие, которое позволяет гостям и жителям республики погрузиться в уникальную культуру и традиции народа саха.
ЫСЫАХ
Ысыах (якут. Ыһыах) — это главный национальный праздник Республики Саха (Якутия), который знаменует собой приход лета, пробуждение природы, начало нового жизненного цикла и является символом единения народа. Это древний праздник с языческими корнями, связанный с культом солнца и плодородия.
Дата проведения: Ысыах традиционно проводится в период между 10 и 25 июня, часто совпадая с днем летнего солнцестояния (21 июня). В разных улусах (районах) Якутии даты могут немного отличаться, а центральный праздник — Ысыах Туймаады — обычно проходит в конце июня в местности Ус Хатын под Якутском и длится два дня.
По легендам, во время Ысыаха на землю спускаются светлые божества Айыы.
Ысыах — это праздник непрерывности жизни, мира, добра и благополучия, объединяющий людей разных поколений и верований. Празднование Ысыаха наполнено глубоким смыслом и сопровождается множеством ритуалов
Обряд Алгыс: Главное торжество открывается обрядом благословения, который проводит алгысчыт (ведущий обряда). Он обращается к божествам с просьбой о мире и процветании, разжигает огонь и окропляет его кумысом.
Кумысопитие: Неотъемлемой частью праздника является общее распитие кумыса (национального напитка из кобыльего молока) из традиционных деревянных сосудов — чороонов. Это символизирует приобщение к истокам и изобилие.
Круговой танец Осуохай: Кульминацией праздника часто становится массовый хоровод Осуохай. Люди, взявшись за руки, двигаются по ходу солнца, символизируя жизненный цикл и всеобщее единение. Хоровод может длиться до самого утра.
Национальные состязания: Проводятся различные игры и спортивные состязания, включая традиционные якутские прыжки и национальное многоборье — Игры Дыгына.
Встреча солнца: Самые стойкие участники остаются до рассвета, чтобы встретить первые лучи солнца с поднятыми вверх руками. Считается, что этот обряд очищает от негативной энергетики и дает заряд положительной энергии на весь год.
Древняя религия и мировоззрение, которое пронизывает многие аспекты якутской культуры, включая ритуалы подношения духам и поклонение священным местам, таким как Ленские столбы или Шаман-дерево.
Шаманизм
Шаманизм продолжает играть важную роль в культуре Якутии (Республики Саха), где люди до сих пор обращаются к шаманам за помощью, лечением и советом. Это одна из основных традиционных религий коренных народов Сибири, в основе которой лежит вера в духов и одухотворение мира.
Верования: В основе лежит анимизм и вера в существование множества духов и божеств природы, а также культ предков. Якуты верят в три мира: Верхний (мир божеств айыы), Средний (мир людей) и Нижний (мир злых духов).
Роль шамана: Шаманы (мужчины) и шаманки (удаганки, женщины) выступают в роли посредников между миром людей и миром духов. Они обладают особыми способностями и могут общаться с духами, исцелять больных, гадать и сопровождать души умерших.
Камлание: Центральным обрядом является камлание — введение себя в состояние транса (экстаза) для общения с духами. Обязательным атрибутом шамана при этом является специальный бубен.
Призвание стать шаманом часто сопровождается мучительным и длительным периодом "шаманской болезни", которая может проявляться сильными болями, видениями, потерей сознания и психическими расстройствами. Это состояние воспринимается как мистический опыт инициации духами, которые "разбирают" тело будущего шамана на части и "варят" его, после чего человек "умирает" и возрождается в новом качестве.
Исторически умерших шаманов хоронили особым образом — над землей, в деревянных сооружениях, называемых арангас, на высоте около полутора метров над землей.
Древняя религия и мировоззрение, которое пронизывает многие аспекты якутской культуры, включая ритуалы подношения духам и поклонение священным местам, таким как Ленские столбы или Шаман-дерево.
Аал Луук Мас
Аал Луук Мас — это центральный и священный образ в якутской культуре и мифологии, символизирующий мировое древо жизни, плодородия и изобилия. Оно является стержнем Вселенной, связывающим воедино три мира: Верхний мир — обиталище верховных божеств (айыы). Средний мир — место обитания людей. Нижний мир — подземный мир. Это дерево олицетворяет единство всего сущего, вечный круговорот жизни и смерти.
Аал Луук Мас занимает важное место в якутском героическом эпосе Олонхо, где описывается как могучее дерево, растущее в центре мира. На традиционном якутском празднике летнего солнцестояния Ысыах Аал Луук Мас символически представлено в виде специального сооружения, которое является главным украшением праздничной площадки (тюсюлгэ). Считается, что обход этого дерева три раза по часовой стрелке приносит счастье, богатство и благополучие.
На праздниках Ысыах Олонхо: Каждый район, принимающий республиканский праздник Ысыах Олонхо, создает свое уникальное и неповторимое "древо жизни". "Шаман-дерево": Существует также почитаемое реальное дерево (лиственница) возле трассы «Магадан-Якутск», которое считается священным местом и ассоциируется с образом Аал Луук Мас.
Символ: Для якутского народа Аал Луук Мас — это символ объединения и связи поколений, а также оберег и защита от злых духов.
Вам помочь?
Наша команда готова предоставить вам в сопровождение гида-переводчика.